Кабинет русского языка и литературы – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях.
Оптимизация процесса обучения – это целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников. Решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса зависит от условий, в которых протекает совместная деятельность учителя и учащихся, насколько эти условия отвечают специфике их деятельности, в какой мере они позволяют добиться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени учителя и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения.
Учебный кабинет оборудуется системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом.
Задача кабинета – создавать все необходимые условия для овладения учебным предметом на уроках, внеклассных занятиях под руководством учителя или самостоятельно, индивидуально или в группе.
Оформление кабинета русского языка и литературы, расположение оборудования и динамичность его композиции должны способствовать быстрому и полному психологическому переключению учащихся с предмета, который они изучали на прошлом уроке, на изучение русского языка и литературы; сосредоточению устойчивого и целенаправленного внимания учащихся на теме урока; систематическому, своевременному использованию наглядных учебных пособий, проекционной аппаратуры и разнообразного лабораторного оборудования.
В соответствии с требованиями ФГОС класс- кабинет русского языка и литературы является центром всей учебной, методической и внеклассной работы по русскому языку и литературе школе. Поэтому важно умелое планирование работы кабинета русского языка и литературы, предусматривающее наряду с обеспечением занятий необходимой литературой, дидактическими материалами, наглядными пособиями оказание научной и методической помощи учителю, общение и распространение опыта лучших учителей (района или города), пополнение кабинета техническими средствами обучения.
Цель работы кабинета: обеспечение здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды для учащихся.
Задачи деятельности:
- Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
- Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
- Организовать внеурочную работу по русскому языку и литературе для создания развивающей среды.
Основными направлениями деятельности кабинета являются:
- Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
- Дидактическое обеспечение учебных занятий.
- Создание развивающей образовательной среды.